Стандарт предприятия. Управление персоналом

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО «Компания»
____________ П.П. Петров

«___»__________г.

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Система менеджмента качества

Управление персоналом

Экземпляр № ____________

ОАО «Компания»

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Система менеджмента качества
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Предисловие

1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Отделом кадром

2.ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом по ОАО «Компания» от » » 20__ г. №

3.Требования СТП СМК _________соответствуют требованиям
стандарта ISO 9001:2008

Содержание

1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Сокращения
4. Общие положения
5. Принципиальная схема процесса «Управление персоналом»
6. Обеспечение персоналом
7. Оформление движения персонала, кадровое делопроизводство
8. Обучение, повышение квалификации
9. Порядок проведения аттестации, проверки компетенции персонала
10. Критерии результативности процесса управления персоналом
11. Ответственность и полномочия
12. Сопутствующие документы
13. Порядок внесения изменений
Приложение А Бланк заявки на укомплектование персоналом
Приложение Б Форма перечня актуальных вакансий
Приложение В Форма протокола заседания комиссии по соблюдению ученического договора
Приложение Г Форма годового плана-заявки на обучение и повышение квалификации
Приложение Д Форма годового плана обучения и повышения квалификации
Приложение Е Форма плана обучения и повышения квалификации на месяц
Приложение Ж Форма распоряжения о назначении наставника
Приложение З Форма протокола заседания квалификационной комиссии
Приложение И Форма журнала учета дополнительных заявок
Приложение К Форма журнала учета ученических договоров
Приложение Л Форма журнала учета выдачи удостоверений
Приложение М Форма журнала учета учебных программ
Приложение Н Форма аттестационного задания
Приложение П Форма отчета по оценке результативности процесса управления персоналом
Лист регистрации изменений

1 Область применения и сфера действия

1.1 Область действия процесса управления персоналом включает все виды производственной деятельности предприятия.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на все подразделения предприятия в рамках СМК.

2 Нормативные ссылки

2.1 В настоящем стандарте предприятия учтены требования следующих документов:
— ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

3 Сокращения

3.1 Сокращения:
СМК — система менеджмента качества;
МИ — методическая инструкция;
СТП — стандарт предприятия;
ОК — отдел кадров;
ПЭО — планово-экономический отдел;
ОТК — отдел технического контроля;
КТЦ — конструкторско — технологический центр;
ОПБиООС — отдел промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

4 Общие положения

4.1 Целями управления персоналом являются обеспечение предприятия в необходимом для его эффективного функционирования объеме персоналом, имеющим необходимые квалификацию, навыки, опыт; создание условий для эффективного использования кадрового потенциала предприятия через:
— повышение квалификации персонала, снижение доли работников, имеющих недостаточный уровень квалификации, оценку персонала;
— снижение текучести персонала (по причинам неудовлетворенности работой);
— снижение нарушений трудовой дисциплины работниками предприятия.
4.2 Задача отдела кадров:
— поиск, отбор персонала;
— оформление движения персонала, ведение кадрового делопроизводства.
4.3 Задача ответственного специалиста по обучению:
— организация обучения, повышения квалификации персонала, оценка компетенции персонала.

5 Принципиальная схема процесса «Управление персоналом»

6 Обеспечение персоналом

6.1 Обеспечение предприятия в необходимом для его эффективного функционирования объеме персоналом, имеющим необходимые квалификацию, навыки, опыт включает в себя следующие этапы:
— определение потребности в персонале, его численности и компетенции;
— поиск, отбор персонала;
— оформление трудоустройства, ознакомление с локальными нормативными актами;
— мотивация персонала.
6.2 Определение потребности в персонале — расчет численности необходимого для выполнения поставленных задач персонала. Определение потребности в персонале проводится ПЭО и руководителями структурных подразделений.
6.2.1 ПЭО определяет расчетную потребность в персонале путем анализа плана производства, задач, стоящих перед службами, с учетом утвержденных норм выработки (для рабочего персонала), предложений руководителей структурных подразделений. Расчетная потребность в персонале отражается в штатном расписании.
6.2.2 Руководители структурных подразделений определяют фактическую потребность в персонале путем анализа задач, планов производства, стоящих перед подразделением, движением персонала, с учетом штатного расписания. Фактическая потребность в персонале отражается в заявках на укомплектование персоналом (форма заявки в приложении А). Фактическая потребность в персонале (отраженная в заявке на укомплектование) в обязательном порядке согласуется с ПЭО.
6.2.3 Требования к компетенции персонала определяются руководителями структурных подразделений и отражаются в заявке на укомплектование персоналом. В случае необходимости (например, при введении в эксплуатацию нового оборудования) требования к компетенции персонала согласуются со всеми заинтересованными структурными подразделениями (КТЦ, службой главного механика и т.д.).
6.2.4 На основании поданных заявок на укомплектование персоналом
начальник отдела кадров /заместитель начальника отдела кадров/ составляет сводный перечень актуальных вакансий (Приложение Б) с ежедневной актуализацией информации в соответствии с приемом, направлением на оформление кандидатов, подачей новых заявок.
6.2.5 В случае длительного невыполнения заявки (более двух месяцев), отдел кадров совместно с планово-экономическим отделом, руководителем структурного подразделения анализируют причины и принимают решение либо о корректировке заявки (изменение требований к кандидатам, уровня оплаты труда и т.д.), либо определяют альтернативный вариант, например, — совмещение профессий.

6.3 Поиск персонала согласно поданным заявкам осуществляет отдел кадров и включает в себя:
— поиск источников укомплектования персоналом (включая внутренние резервы предприятия)
— анализ рынка рабочей силы с точки зрения выделения возможных сегментов, представители которых могут заинтересоваться имеющимся предложением о трудоустройстве и интересны предприятию, а также с точки зрения анализа конкурентных предложений, разработки способов привлечения потенциальных кандидатов на предприятие;
— информирование потенциальных кандидатов на работу (включая оценку влиятельности различных средств массовой информации на тот сегмент рынка труда, из которого возможно привлечь кандидата);
— проведение предварительных собеседований с кандидатами, проверка наличия всех необходимых документов.
6.4 Отбор персонала осуществляется отделом кадров совместно с руководителем структурного подразделения в процессе проведения собеседований. Задача отдела кадров — проверка наличия у кандидата всех необходимых для трудоустройства документов, наличия или отсутствия дисциплинарных проступков. В случае необходимости, с согласия кандидата, наведение справок по предыдущему месту работы. Задача руководителя структурного подразделения — проверка соответствия кандидата выдвигаемым профессиональным требованиям, наличие всех необходимых для допуска к работе документов. Решение о приеме на работу того или иного кандидата принимает руководитель структурного подразделения на основании профессиональных качеств, согласовывая его с отделом кадров.
6.4.1 Отдел кадров в ходе проведения предварительного собеседования с кандидатом знакомится с его данными: образованием, подготовкой, опытом работы, навыками, запросами, осуществляет проверку соответствия кандидата заявленным в заявке требованиям, проверяет наличие всех необходимых для трудоустройства документов. В случае положительного результата предварительного собеседования в отделе кадров, кандидат направляется на собеседование к руководителю структурного подразделения.
6.4.2 Руководитель структурного подразделения в ходе собеседования с кандидатом рассказывает о характере, содержании будущей работы, требованиях, предъявляемых к работнику на данном рабочем месте, системе оплаты труда, раскрывает перспективы профессионального роста, проверяет профессиональные знания, навыки кандидата.
6.5 Ознакомление принятых работников с действующими локальными нормативными актами, общими для всех подразделений предприятия, проводится работником бюро учета персонала отдела кадров. С локальными документами, регламентирующими работу данного подразделения, — руководителем структурного подразделения или инспектором по кадрам, курирующим данное подразделение, на этапе оформления трудоустройства кандидата. В перечень документов для ознакомления обязательно включаются должностная /рабочая/ инструкция, положение о подразделении, документы по охране труда (для производственных подразделений), положение о пропускном режиме, премиальные положения, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, политика предприятия в области качества. Ознакомление персонала отражается в листе ознакомления с локальными нормативными актами, который подшивается в личную карточку работника и хранится в бюро учета персонала отдела кадров.
6.6 Мотивация персонала. Вопросы материальной мотивации регламентируются в соответствующих положениях о премировании, коллективном договоре. Разработкой методов материальной мотивации, контролем эффективности действующих систем оплаты труда занимается планово-экономический отдел. Обучением занимается ответственный специалист, который утверждается приказом генерального директора, по представлению директора по экономике. Вопросами нематериальной мотивации (представление к награждению ведомственными, корпоративными наградами, социальный пакет) занимается отдел кадров совместно с профсоюзным комитетом. Вопросы нематериальной мотивации регламентируются в соответствующих положениях, коллективном договоре.

7 Оформление движения персонала, кадровое делопроизводство

7.1 Ведение кадрового делопроизводства включает в себя кадровое документационное сопровождение всех вопросов, связанных с трудовым законодательством (предоставление отпусков, гарантий и компенсаций различным категориям персонала и т.д.), в том числе ведение учета использования рабочего времени, оформление движения персонала.
7.2 Кадровое делопроизводство ведется в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, локальных нормативных актов предприятия.
7.3 Оформление движения персонала включает в себя:
— кадровое оформление трудоустройства;
— кадровое оформление перемещения персонала внутри предприятия;
— кадровое оформление увольнения.
7.4 Оформление движения персонала осуществляется отделом кадров (бюро учета персонала отдела кадров), при взаимодействии с лицами, ответственными за табельный учет в подразделении, руководителями структурных подразделений, планово-экономическим отделом, службой безопасности, ОПБиООС, бухгалтерией. Каждое подразделение отвечает за определенный этап процедуры подбора и оформления на работу персонала в пределах своей компетенции.

7.5 Отдел кадров отвечает за:
— оформление кадровых документов;
— своевременное оформление документов согласно изменениям штатного расписания;
— своевременную передачу документов в другие подразделения (записка-расчет и пр.);
— контроль соблюдения прохождения кандидатом всех этапов трудоустройства, перемещения внутри предприятия;
— подготовку проектов приказов на увольнение по инициативе администрации;
— своевременное внесение и корректировку данных о сотрудниках в базу данных 1С: Зарплата и Кадры, оформление записей в трудовую книжку, личную карточку.
7.6 Лица, ответственные за ведение табельного учета в подразделении (включая штатных инспекторов по кадрам), отвечают за:
— своевременную подготовку и ознакомление работников с первичными кадровыми документами;
— своевременную передачу первичных кадровых документов в бюро учета персонала отдела кадров;
— своевременную подготовку документов на увольнение по инициативе администрации.
7.7 Руководитель структурного подразделения отвечает за:
— ознакомление работника с локальными нормативными актами, распространяющими свое действие на данное подразделение;
— наличие у работника всех необходимых для допуска к работе документов;
— проверку корректности внесенной в кадровые документы информации;
— своевременное составление годового графика отпусков;
— оперативное принятие решения и контроль подготовки документов на увольнение по инициативе администрации предприятия (прогул, появление на территории в состоянии алкогольного опьянения и пр.).
7.8 Планово-экономический отдел контролирует соблюдение штатного расписания, осуществляет контроль корректности информации в кадровых документах по оплате труда, оперативно извещает бюро учета персонала отдела кадров об изменении штатного расписания.
7.9 Ответственный специалист по обучению отвечает за организацию обучения, повышение квалификации персонала, оценку компетенции персонала.
7.10 Служба безопасности (бюро пропусков) отвечает за:
— своевременное оформление, корректировку пропуска на территорию предприятия;
— проведение инструктажа по пожарной безопасности;
— соблюдение требований «Положения о пропускном режиме».
7.11 Отдел промышленной безопасности и охраны окружающей среды отвечает:
— за предоставление соответствующего штатному расписанию и действую-щему законодательству списка профессий и должностей для прохождения обязательного предварительного медосмотра,
— проведение инструктажа по охране труда;
— предоставление и своевременную актуализацию списка профессий с вредными условиями труда и дающими право на предоставление дополнительных отпусков.
7.12 Бухгалтерия отвечает за:
— своевременную обработку поступающей кадровой документации (расчет уволенным работникам и пр.),
— оформление пластиковых карт работникам, отработавшим на предприятии не менее 3-х месяцев.
7.13 Ведение учета рабочего времени осуществляется согласно «Положению о порядке учета использования рабочего времени».

8 Обучение, повышение квалификации

8.1 Обучение персонала осуществляется по следующим направлениям:
— обучение вновь принятых рабочих;
— обучение рабочих вторым профессиям;
— повышение квалификации рабочих;
— повышение квалификации руководителей и специалистов.
8.2 Процесс организации обучения и повышения квалификации включает в себя следующие этапы:
— определение потребности в обучении;
— планирование обучения;
— организация процесса обучения;
— мониторинг результативности обучения.
8.3 Организацией процесса обучения первой, второй профессии, повышением квалификации рабочих, специалистов и руководителей на предприятии занимается ответственный специалист по обучению.
8.4 Организацией обучения и проверки знаний по охране труда и безопасным приемам ведения работы вновь принятых рабочих занимается ответственный специалист по обучению совместно с ОПБиООС. ОПБиООС отвечает за определение потребности в обучении и своевременное оформление заявок на обучение для специалиста по обучению.
8.5 Ответственность за проведение обучения персонала знанию Политики предприятия в области качества, планов по качеству, документации СМК возлагается на руководителей структурных подразделений, прошедших обучение по программе «Система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2008».
8.6 Организацией аттестации руководителей и специалистов по вопросам промышленной безопасности занимается ОПБиООС, аттестация руководителей и специалистов по вопросам промышленной безопасности финансируется из статьи расходов главного инженера.
8.7 Учебные программы разрабатываются специалистами и руководителями подразделений на основе квалификационных характеристик Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС) с учетом специфики и потребностей предприятия, при необходимости согласовываются с главными специалистами, рассматриваются и утверждаются директором по экономике.
8.8 Учебные программы учитываются специалистом по обучению путем ведения записей в «Журнале регистрации учебных программ».
8.9 Один экземпляр учебной программы остается у специалиста-разработчика, один хранится у ответственного за обучение специалиста.
8.10 Оплата труда наставников производственного обучения и преподавателей теоретического обучения осуществляется согласно «Положения об оплате за производственно-техническое обучение кадров».
8.11 Со всеми вновь принятыми рабочими, проходящими обучение, а также с работниками предприятия, проходящими переподготовку и повышение квалификации (кроме случаев организации курсов повышения квалификации на предприятии) заключается ученический договор.
8.12 Для рассмотрения случаев нарушения условий ученического договора создана постоянно действующая комиссия в составе:
— начальник ПЭО — председатель комиссии,
— юрисконсульт юридического отдела,
— представитель профсоюзного комитета,
— руководитель подразделения, где работает ученик.
8.13 По итогам заседания ответственный за обучение специалист оформляет протокол (Приложение В) и ставит в известность о решении комиссии начальника расчетного бюро бухгалтерии (в случае принятия решения о взыскании с ученика расходов, понесенных предприятием на его обучение).
8.14 Определение потребности в обучении.
8.15.1 Потребность в обучении персонала определяется на основе сопоставления фактического уровня квалификации персонала и требований к навыкам и знаниям сотрудников, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.
8.15.2 Руководители подразделений на основе проведенного сопоставления определяют потребность в обучении и повышении квалификации персонала своего подразделения и формируют заявки на обучение.
8.15.3 При определении потребности в обучении персонала также должны учитываться:
— изменение штатного расписания подразделений на планируемый год;
— показатели качественного состава персонала в подразделениях: возраст, численность, уровень образования, уровень квалификации, стаж работы и др.;
— естественная убыль персонала в пределах существующего уровня текучести кадров;
— изменения технологических процессов, новинки в номенклатуре производимой продукции, изменения должностных обязанностей сотрудников и т.д.
8.16 Планирование обучения. Составление годового плана обучения и повышения квалификации.
8.16.1 В целях своевременного формирования плана обучения персонала, специалист по обучению готовит в срок до 1 октября текущего года приказ о составлении плана-заявки руководителями подразделений.
8.16.2 Руководители подразделений, основываясь на:
— требованиях к знаниям и навыкам сотрудников, необходимых для эффективного выполнения ими должностных обязанностей,
— результатах оценки персонала, фактического уровня квалификации (для рабочих — имеющиеся квалификационные разряды),
— информации об имеющихся курсах повышения квалификации, предоставленной специалистом по обучению,
— графика прохождения обязательных переаттестаций —
составляют план-заявку о потребности в подготовке и повышении квалификации персонала на следующий год (форма плана-заявки на год приведена в Приложении Г).
8.16.3 Срок подачи плана-заявки о потребности подразделений устанавливается не позднее 1 декабря текущего года.
8.16.4 В план-заявку включается обучение работников как в сторонних организациях, так и обучение, осуществляемое силами высококвалифицированных работников предприятия, специальное обучение.
8.16.5 На основании планов-заявок подразделений специалист по обучению формирует годовой план подготовки и повышения квалификации персонала и смету затрат на обучение в срок до 15 декабря текущего года (форма годового плана обучения и повышения квалификации приведена в Приложе-нии Д).
8.16.6 Годовой план обучения подписывается директором по экономике, главным инженером, директором по производству, первым заместителем генерального директора и утверждается генеральным директором.
8.17 Актуализация годового плана обучения и повышения квалификации.
8.17.1 Специалист по обучению, при необходимости, может ежемесячно актуализировать годовой план обучения согласно дополнительным заявкам от руководителей структурных подразделений.
8.17.2 Руководители структурных подразделений подают согласованные с руководителем службы дополнительные заявки на обучение и повышение квалификации на следующий месяц не позднее 29 числа текущего месяца. Все дополнительные заявки регистрируются специалистом по обучению (присваивается порядковый номер с указанием даты поступления заявки) и заносятся в журнал учета дополнительных заявок.
8.17.3 На основе годового плана, имеющихся дополнительных заявок и в рамках утвержденной годовой сметы затрат на обучение специалист по обучению не позднее последнего дня текущего месяца составляет план и бюджет обучения и повышения квалификации на следующий месяц.
8.17.4 План обучения и повышения квалификации на месяц должен включать в себя: темы обучения, данные преподавателей, перечень обучаемых работников, место обучения, срок обучения, стоимость обучения (форма плана обучения и повышения квалификации на месяц приведена в Приложении Е).
8.17.5 План обучения и повышения квалификации на месяц согласуется с преподавателями, утверждается первым заместителем генерального директора. Копии плана обучения на месяц передаются руководителям подразделений, задействованных в обучении.
8.18 Организация процесса обучения.
8.18.1 Согласно утвержденному плану, специалист по обучению рассматривает возможность обучения работников силами специалистов предприятия или сторонних организаций, либо находит учебное заведение, имеющее лицензию на обучение данной специальности, и заключает с ним договор.
8.18.2 В случае организации обучения и повышения квалификации на предприятии, специалист по обучению должен обеспечить преподавателей теоретического обучения учебной программой (предоставить программу, если она уже имеется, либо организовать подготовку новой программы), сформировать группу обучающихся и подготовить приказ по предприятию об обучении.
8.18.3 Преподавателями теоретического обучения могут выступать как высококвалифицированные специалисты предприятия, так и лица, работающие в сторонних организациях, обладающие достаточной квалификацией и лицензией на обучение данной специальности.
8.18.4 Кандидатуры преподавателей теоретического обучения определяются специалистами-разработчиками учебных программ, согласуются с руководителями подразделений, работники которых подлежат обучению.
8.18.5 Руководители подразделений несут ответственность за уведомление работников об обучении и обеспечение явки обучающихся работников своего подразделения на занятия.
8.18.6 По окончании обучения и курсов повышения квалификации специалист по обучению передает сведения и необходимые отчетные документы в заинтересованные подразделения (бухгалтерия, финансовый отдел, ОПБиООС, отдел кадров, подразделения, работники которых прошли обучение).
8.19 Подготовка новых рабочих.
8.19.1 Все вновь принятые на предприятие рабочие, не имеющие необходимой производственной квалификации или рабочие, меняющие свою специ-альность, обязаны пройти профессионально-техническую подготовку согласно квалификационным требованиям специальности.
8.19.2 Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются от 1 до 8 месяцев с учетом сложности профессий, объема необходимых технических знаний и производственных навыков. Сроки обучения рабочих по специальностям устанавливаются КТЦ, утверждаются генеральным директором.
8.19.3 Подготовка новых рабочих может производиться по групповой и индивидуальной формам обучения.
8.19.4 При индивидуальной форме обучения к вновь принятому рабочему, не имеющему необходимой специальности, мастер прикрепляет наставника (инструктор производственного обучения) из числа квалифицированных рабочих.
8.19.5 Наставник производственного обучения назначается в период трудоустройства ученика (то есть обучение начинается с первого дня работы ученика).
8.19.6 Руководители подразделений несут ответственность за своевременное назначение наставников и за качество обучения учеников.
8.19.7 Для работы в качестве наставников привлекаются квалифицированные рабочие, достигшие необходимого уровня квалификации.
8.19.8 Руководители подразделений издают распоряжение по подразделению о закреплении ученика за определенным наставником (Приложение Ж).
8.19.9 Обучение рабочим специальностям проводится согласно существующим программам обучения.
8.19.10 Обучение новых рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. Показателем качества проведенного наставником обучения является успешная и своевременная сдача учеником квалификационного экзамена.
8.20 Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям.
8.20.1 Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям организуется согласно заявкам от руководителей подразделений:
— в случае изменения или расширения их круга профессиональных и трудовых функций;
— с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющейся у них профессии;
— с целью освоения новой профессии рабочими, изъявившими желание сменить профессию, с учетом потребности производства.
8.20.2 Продолжительность переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям не должна превышать срок, установленный для подготовки новых рабочих по данной профессии.
8.20.3 Формы обучения при переподготовке и обучении второй профессии рабочих аналогичны формам, применяемым при подготовке новых рабочих.
8.20.4 Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

8.21 Порядок проведения квалификационных экзаменов.
8.21.1 Для проведения квалификационных экзаменов создаются цеховые и заводские квалификационные комиссии, действующие в соответствии с тре-бованиями общих положений тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
8.21.2 Состав квалификационных комиссий определяется приказом по предприятию. Председателями заводских комиссий назначаются главные специалисты предприятия соответствующего профиля (для рабочего персонала основного производства — начальник КТЦ — главный технолог, для рабочего персонала вспомогательного производства — главный инженер, для рабочего персонала литейного завода — главный металлург).
8.21.3 Председателем цеховой квалификационной комиссии назначается начальник соответствующего цеха.
8.21.4 Цеховой квалификационной комиссии предоставляется право приема квалификационных экзаменов до 3 разряда включительно.
8.21.5 По мере подготовки рабочего (вновь принятого или прошедшего курс переподготовки), специалист по обучению совместно с руководителями структурных подразделений по представлению наставников составляет график проведения заседаний квалификационной комиссии (цеховой — до 3 разряда, общезаводской — с 4 разряда). Заседания цеховых квалификационных комиссий проводятся 2 раза в месяц 1 и 15 числа текущего месяца.
8.21.6 Результаты квалификационных экзаменов и решение комиссии о присвоении разряда по специальности заносят в протокол (Приложение З), который регистрируется и хранится у ответственного специалиста по обучению, копии протоколов хранятся в цехе, передаются в отдел кадров для оформления приказов о переводе и актуализации записей о персональных данных работника.
8.21.7 Рабочим, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается профессия (для учеников) и устанавливается соответствующий квалификационный разряд.
8.21.8 Для работников, не закончившим полного курса обучения в установленный срок или не сдавшим квалификационный экзамен, специалист по обучению совместно с руководителями подразделений устанавливает до-полнительные сроки обучения, а по истечении этих сроков решает вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационных экзаменов.
8.22 Повышение квалификации рабочих.
8.22.1 Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся у них профессиям.
8.22.2 Повышение квалификации может осуществляться как силами высококвалифицированных специалистов предприятия (преподавателями теоретического обучения) по разработанным программам, так и в сторонних организациях.
8.22.3 На предприятии организуются следующие формы повышения квалификации:
— производственно-технические курсы;
— курсы целевого назначения.
8.22.4 Производственно-технические курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных знаний, умений и навыков рабочих, для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства.
8.22.5 Комплектование учебной группы осуществляется из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации. Успешное окончание курсов и сдача экзамена является необходимым условием для присвоения рабочим более высокого квалификационного разряда.
8.22.6 Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятии для освоения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, связанных с повышением качества продукции. Учебные группы комплектуются из рабочих однородных профессий. Обучение заканчивается зачетом.
8.22.7 Продолжительность обучения устанавливается в зависимости от сложности и объема изучаемой тематики.
8.23 Повышение квалификации руководителей и специалистов.
8.23.1 Повышение квалификации руководителей и специалистов проводится по мере необходимости с целью решения научно-технических, экономических и др. задач, возникающих на предприятии, на курсах повышения квалификации, семинарах, организованных сторонними организациями, либо силами специалистов предприятия согласно разработанным программам и планам.
8.23.2 На основании годового плана по обучению, а также в случае производственной необходимости (по дополнительным заявкам руководства подразделений) специалист по обучению предоставляет информацию руководителям подразделений о проводимых в различных образовательных учреждениях курсах повышения квалификации и семинарах.
8.23.3 При принятии решения о направлении руководителя или специали-ста предприятия на курсы повышения квалификации или семинар с образовательным учреждением заключается договор, специалист по обучению готовит приказ о прохождении обучения.
8.23.4 При проведении курсов повышения квалификации на предприятии специалист по обучению организует подготовку планов и программ, формирует группу на обучение и готовит приказ о прохождении обучения.
8.23.5 Повышение квалификации руководителей и специалистов должно проводиться с периодичностью не реже 1 раза в 3 года.
8.24 Организация изучения Политики предприятия в области качества, планов по качеству, документации СМК.
8.24.1 Каждый работник при поступлении на работу в ОАО знакомится в бюро учета персонала отдела кадров с Политикой предприятия в области качества.
8.24.2 В день выхода на работу, руководитель подразделения знакомит нового работника с его непосредственным руководителем (мастером, старшим мастером, начальником участка и т.д.). Непосредственный руководитель рассказывает о:
— характере продукции, выпускаемой подразделением,
— роли подразделения в работе всего предприятия,
— Политике предприятия в области качества;
— влиянии нового работника на итоговый результат.
8.24.3 При необходимости изучения планов по качеству, Политики предприятия в области качества, документации СМК ответственные за ведение документации СМК по подразделению совместно с руководителями подразделений и разработчиками документации СМК оформляют заявку на обучение (форма свободная), в которой определяют круг лиц, подлежащих обучению.
8.24.4 Руководители подразделений подают заявку на обучение ответственному специалисту за обучение не позднее 29 числа текущего месяца.
8.24.5 Специалист по обучению в течение месяца со дня подачи заявки организует обучение.
8.24.6 Обучение может проводиться в форме разовых лекций или включаться в виде соответствующего раздела в курсы теоретического обучения работников предприятия, раздачи информационных листков, размещения информации на информационных стендах и т.д.
8.24.7 На преподавателей Политики предприятия в области качества, документации СМК, планов по качеству не распространяется действие «Поло-жения об оплате за производственно-техническое обучение кадров».
8.25 Организация обучения и проверки знаний по охране труда и технике безопасности.
8.25.1 Обучение и проверка знаний по охране труда и технике безопасности регламентируется «Положением о порядке проведения обучения и проверке знаний руководителей, специалистов и рабочих подразделений предприя-тия по охране труда и технике безопасности».
8.26 Вопросы обучения, повышения квалификации и допуска к самостоятельной работе персонала, обслуживающего новое оборудование (приобретенное и введенное в эксплуатацию в течение последних 3-х лет) регламентируются «Положением о порядке обучения, повышения квалификации, получения допуска к работе персонала, обслуживающего новое оборудование».
8.27 Регистрация данных по обучению и повышению квалификации персонала.
8.27.1 Контроль и учет данных по обучению персонала ведет специалист по обучению путем регистрации данных в журналах:
— Журнал учета дополнительных заявок на обучение (Приложении И);
— Книга учета ученических договоров (Приложении К);
— Журнал выдачи удостоверений (Приложении Л);
— Журнал регистрации учебных программ (Приложении М);
8.27.2 Полный перечень документации по обучению и повышению квалификации представлен в п.8.30 настоящего стандарта.
8.28 В целях учета и проведения анализа потребности в обучении, результативности обучения, специалист по обучению ведет базу данных работников, прошедших обучение. В базе данных содержится информация о курсах обучения и повышения квалификации, которые прошел данный работник, дата последнего обучения, результат проведения обучения (получение удостоверения, допуска, присвоение более высокого квалификационного разряда).
8.29 Мониторинг результативности обучения и повышения квалификации
8.29.1 Мониторинг осуществляется ответственным специалистом за обучение на следующих стадиях проведения обучения и повышения квалификации:
— планирование;
— организация и проведение обучения;
— оценка результативности обучения.
8.29.2 Полный анализ результативности обучения проводится не реже 1 ра-за в год.
8.29.3 Исходными данными для анализа результативности обучения служат цифры отчетности ПЭО, ОК, ОТК.
8.29.4 Результаты анализа результативности оформляются в виде аналитической записки (форма свободная).
8.30 Ответственность и полномочия по обучению и повышению квалификации персонала:
8.30.1 Ответственный специалист за обучение несет ответственность за:
— организацию своевременного выполнения заявок на обучение и повышение квалификации;
— проведение мониторинга эффективности обучения и повышения квалификации;
— обеспечение руководителей подразделений информацией о курсах обучения и повышения квалификации в сторонних организациях, поступившей в ПЭО;
— определение и согласование кандидатур преподавателей теоретического обучения;
— своевременное (до 30 числа текущего месяца) формирование планов и бюджета по обучению и повышению квалификации;
— обеспечение преподавателей теоретического обучения учебными программами;
— своевременное предоставление сведений и отчетных документов о про-хождении обучения и повышения квалификации в финансовый отдел, бухгалтерию, отдел кадров, по необходимости в ОПБиООС, руководителям подразделений.
8.30.2 Руководители структурных подразделений несут ответственность за:
— определение потребности в обучении персонала своего подразделения;
— обеспечение явки персонала своего подразделения на курсы обучения;
— своевременное назначение наставников производственного обучения;
— осуществление контроля за качество проводимого наставником производственного обучения.
8.31 Сопутствующие процессу обучения и повышения квалификации документы.
8.31.1 Все документы по обучению и повышению квалификации хранятся у ответственного специалиста за обучение, копии части документов передаются в бухгалтерию, финансовый отдел, отдел кадров, ОПБиООС, подразделения.
8.31.2 Процесс обучения и повышения квалификации отражается в следующих документах:
— Приказ о подготовке годовых планов-заявок на обучение и повышение квалификации руководителями подразделений (срок хранения 2 года);
— Планы-заявки на обучение и повышение квалификации от подразделений (срок хранения 3 года);
— Утвержденный годовой план обучения и повышения квалификации (срок хранения 3 года);
— Бюджет на обучение (срок хранения 1 год);
— Дополнительные заявки на обучение и повышение квалификации от руководителей подразделений (срок хранения 1 год);
— План обучения и повышения квалификации на месяц (срок хранения 2 года);
— Приказы по обучению (срок хранения копий в отделе кадров 3 года);
— Отчет по обучению и повышению квалификации за прошедший месяц (срок хранения постоянно);
— Учебные программы (срок хранения постоянно);
— Журнал регистрации учебных программ (срок хранения постоянно, форма в приложении М);
— Ведомости на оплату труда наставников и преподавателей теоретического обучения (срок хранения 1 год);
— Ученические договора (срок хранения — до истечения срока действия договора);
— Книга учета ученических договоров (срок хранения — постоянно);
— Протоколы заседаний комиссии по вопросам ученических договоров (срок хранения 3 года);
— Протоколы заседаний квалификационных комиссий (срок хранения постоянно);
— Журнал выдачи удостоверений (срок хранения — постоянно)
— Отчетные документы о прохождении обучения (счета, счета-фактуры, договора со сторонними организациями, сертификаты, удостоверения, срок хранения копий в отделе кадров 2 года).
8.31.3 Ответственность за хранение указанных документов несет ответственный специалист за обучение.
8.31.4 Записи в указанных документах ведутся синей или черной пастой, внесение изменений проводят зачеркиванием, заменой листов, введением дополнительных листов.

9 Порядок проведения аттестации, проверки компетенции персонала

9.1 Аттестация — систематическая формализованная процедура оценки навыков, знаний работников, и их соответствия существующим стандартам выполнения работы на данном рабочем месте. Результаты аттестации служат основанием для присвоения квалификационного разряда, разряда ЕТС. Целями проведения аттестации являются:
— оценка персонала, определение степени соответствия знаний, умений, навыков работников предприятия требованиям, предъявляемых специальностью и должностью, контроль эффективности персонала;
— стимулирование роста профессиональной компетенции работников;
— определение обоснованной потребности в обучении персонала;
— выявления кандидатур на выдвижение.
9.2 Настоящее положение распространяется на все категории персонала предприятия: рабочих, специалистов и руководителей.
9.3 Аттестации не подлежат:
— молодые специалисты (выпускники ВУЗов текущего года и не имеющих опыта работы по данной специальности) в течение первого года работы;
— беременные женщины и женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через 6 месяцев после их выхода на работу.
9.4 Ответственным за организацию и проведение аттестации является специалист по обучению.
9.5 Контроль за соблюдением правил проведения аттестации осуществляет начальник планово-экономического отдела.
9.6 Аттестация может проводиться как в форме тестирования, так и в форме собеседования членов аттестационной комиссии с аттестуемыми на знание ключевых вопросов, необходимых для качественного и эффективного исполнения должностных обязанностей. Форма проведения аттестации в обязательном порядке определяется приказом о проведении аттестации.
9.7 Аттестация рабочих проводится в 2 этапа (если иное не предусмотрено отдельным положением по аттестации рабочих конкретного подразделения):
— первый этап — в виде тестирования или собеседования на знание основных и необходимых в работе вопросов по технологическому процессу, правилам техники безопасности, предотвращению аварийных ситуаций;
— второй — в виде практического задания (контроль образцов изготовленной продукции на соответствие технической документации).
9.8 Результаты аттестации рабочих оформляются в виде протокола заседания аттестационной комиссии.
9.9 Перечень аттестационных вопросов и заданий разрабатывается соответствующими службами, согласуется с руководителем службы (по подчиненности аттестуемого подразделения) и утверждается директором по экономике. Для рабочих аттестационные задания разрабатываются с учетом требований ЕТКС (отдельно для различных разрядов).
9.10 Аттестация является обязательной и проводится периодически. К работникам, подлежащим аттестации, не явившимся без уважительных причин на аттестацию, могут быть применены меры: лишение дисциплинарной надбавки, не начисление премии (в соответствии с «Положением о премировании», распространяющимся на данное подразделение). Уважительными являются следующие причины неявки на аттестацию:
— отпуск (очередной, дополнительный, учебный, административный);
— болезнь.
9.11 Результаты аттестации могут служить основанием для премирования (в случае положительных результатов) и не начисления премии (в случае отрицательных результатов) работникам, согласно «Положению о системе оплаты труда», а также для пересмотра присвоенного разряда ЕТС, уста-новления доплат.
9.12 Для проведения аттестации и разрешения всех спорных вопросов создается постоянно действующая комиссия, назначаемая приказом по предприятию.
9.13 В состав аттестационной комиссии по руководителям и специалистам входят:
— руководитель службы аттестуемого персонала;
— начальник КТЦ — главный технолог (для производственных подразделений);
— главный металлург (для подразделений литейного завода);
— заместитель директора по качеству — начальник ОТК (для производственных подразделений);
— главный механик — начальник цеха (для производственных подразделений);
— начальник отдела промышленной безопасности и охраны окружающей среды (для производственных подразделений);
— начальник отдела кадров /заместитель начальника ОК/;
— директор по экономике;
— представитель профсоюзного комитета.
9.14 В состав аттестационной комиссии по рабочим входят:
— руководитель структурного подразделения;
— инженер-технолог КТЦ;
— специалист службы главного металлурга;
— представитель ПЭО;
— представитель ОТК;
— инженер по технике безопасности;
— представитель профсоюзного комитета.
9.15 Уточненный состав аттестационной комиссии устанавливается в приказе о проведении аттестации.
9.16 Руководители подразделений имеют право направлять в аттестационную комиссию документы на работников, допустивших грубые профессиональ-ные ошибки в работе, для внеочередной аттестации.
9.17 Порядок подготовки аттестации.
9.17.1 Аттестации предшествует необходимая подготовительная работа, которая состоит из следующих этапов:
— организация информационно-разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации;
— разработка, согласование и утверждение аттестационных заданий;
— составление и утверждение перечня профессий, списков работников, подлежащих аттестации;
— определение и утверждение состава (пофамильного) аттестационной комиссии;
— составление и утверждение графика проведения аттестации.
9.18 Пп. 9.13- 9.17 не распространяются на периодическую проверку компетенции персонала, согласно действующим премиальным положениям, и квалификационную аттестацию учеников для присвоения разряда.
9.19 Списки работников, подлежащих аттестации, составляются начальником ПЭО, согласно утвержденному перечню профессий, согласуются с руководителем данной службы и утверждаются генеральным директором. Актуализация списков проводится начальником ПЭО с учетом движения персонала не позднее, чем за 2 недели до начала проведения аттестации.

9.20 График проведения аттестации разрабатывается ПЭО с учетом численности аттестуемых работников и предложений руководителей структурных подразделений и утверждается руководителем службы (по подчиненности аттестуемого подразделения).
9.21 На основании графика проведения аттестации, ответственный специалист по обучению не позднее, чем за 2 месяца готовит приказ о проведении аттестации, руководитель структурного подразделения знакомит с ним аттестуемых работников под роспись (копия листка ознакомления передается в отдел кадров).
9.22 Для подразделений, в которых проведение аттестации предполагается ежемесячно согласно «Премиального положения», приказ о проведении аттестации подготавливается не менее, чем за 3 рабочих дня до начала аттестации. Руководитель структурного подразделения знакомит с ним работников, подлежащих аттестации, под роспись.
9.23 Аттестационные задания для руководителей включают в себя вопросы по следующим разделам:
— технологический процесс,
— правила эксплуатации оборудования подчиненного подразделения,
— правила и нормы охраны труда;
— документация системы менеджмента качества (стандарты, методические инструкции), регламентирующая работу подчиненного подразделения;
— основы трудового законодательства;
— действующие положения по оплате труда;
— иные документы, регламентирующие работу данного руководителя.
9.24 Аттестационные задания для специалистов включают в себя вопросы по следующим разделам:
— технологический процесс (в пределах необходимых для эффективного и качественного исполнения должностных обязанностей),
— документация системы менеджмента качества (стандарты, методические инструкции), регламентирующая работу подчиненного подразделения;
— иная внутренняя или внешняя документация, регламентирующая работу данного специалиста.
9.25 Аттестационные задания для рабочих (теоретическая часть) включают в себя вопросы по следующим разделам:
— технологический процесс;
— правила эксплуатации оборудования;
— правила и нормы охраны труда;
— иная документация, регламентирующая данную работу.
9.26 Аттестационные задания подготавливаются специалистами и руководителями структурных подразделений соответствующих служб, согласуются с руководителем службы (по подчиненности аттестуемого подразделения) и утверждаются первым заместителем генерального директора. Аттестационные задания хранятся у начальника ПЭО.
9.27 Тестовое аттестационное задание формулируется в виде вопроса и вариантов ответа на него, один из которых — правильный. Аттестационные вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не допускать двоякой трактовки.
9.28 В случае если тестовое аттестационное задание имеет специфический характер и предназначено не для всех работников, проходящих аттестацию, специалист-разработчик должен указать для работников какой именно профессии предназначены данные вопросы.
9.29 Вопросы аттестационного задания актуализируются не реже 1 раза в год. Руководитель подразделения-разработчика аттестационных заданий несет персональную ответственность за своевременную актуализацию вопросов. Контроль необходимости обновления осуществляет специалист по обучению.
9.30 По умолчанию (если не указано иного) все вопросы аттестационного задания имеют примерно одинаковую сложность и объем и оцениваются в 1 балл.
9.31 В случае необходимости проверки знаний по вопросам, различающимся по сложности, специалист-разработчик должен присвоить каждому вопросу вес (в баллах), отражающий уровень его сложности и определить количество набранных баллов, необходимое для признания аттестации успешно пройденной.
9.32 Для проведения аттестации в форме тестирования на основе имеющихся вопросов, специалист по обучению формирует не менее 4 вариантов аттестационного задания по каждой профессии (для массовых профессий не менее 10).
9.33 Тестовое аттестационное задание включает в себя не менее 10 вопросов из различных разделов, общий вес (по сложности) вопросов должен быть одинаков во всех аттестационных заданиях (форма аттестационного задания в Приложении П).
9.34 Порядок проведения аттестации.
9.34.1 Продолжительность аттестации зависит от объема аттестационного задания (на ответ на один вопрос отводится в среднем 3 минуты) (но не должна превышать 45 минут в случае проведения аттестации в форме тестирования).
9.34.2 В ходе проведения аттестации является недопустимым:
— обмен аттестационными заданиями;
— консультации и обсуждение аттестационных заданий аттестуемыми;
— заполнение аттестационного задания за другого работника;
— нахождение в помещении, где проводится аттестация, посторонних лиц.
9.34.3 Заполнение тестовых аттестационных заданий осуществляется синей ручкой, исправление проводится путем зачеркивания крест-накрест неверно помеченного варианта ответа.
9.34.4 Контроль за соблюдением правил проведения процедуры аттестации осуществляет ответственный специалист по обучению.
9.34.5 в случае проведения аттестации в форме тестирования специалист по обучению по истечении времени (45 минут) собирает тестовые задания, проверяя наличие идентификации (указание ФИО, должности) аттестационного бланка.
9.34.6 Для рабочего персонала второй, практический, этап аттестации — сдача пробы — проводится следующим образом: представители аттестационной комиссии (представитель ОТК, инженер-технолог КТЦ, инженер по организации и нормированию труда) в течение недели предшествующей сдаче теоретической части аттестации проводят замеры времени выполнения операции, изымают для экспертизы деталь, изготовляемую аттестуемым работником. Работники ОТК проводят оценку качества изготовления детали в соответствии с разработанным и утвержденным бланком оценки про-бы, включающим в себя перечень недопустимых отклонений. В случае признания наличия грубых отклонений из данного перечня, проба и практическая часть аттестации считается несданной. При оценке практического этапа аттестации могут также учитываться данные по выполнению норм выработки (предоставляются инженером по организации и нормированию труда) за 2 недели, предшествующие аттестации.
9.35 Подведение итогов аттестации.
9.35.1 В случае, если аттестационное задание содержало в себе вопросы одинаковой сложности, результаты аттестации (теоретическая часть) оцениваются следующим образом:
— 90-100 % правильных ответов — аттестация успешно пройдена;
— 60-90% правильных ответов — аттестация пройдена удовлетворительно;
— менее 60% правильных ответов и/или (для рабочих) неудовлетворительно выполненная проба — аттестация не пройдена.
9.35.2 В случае, если аттестационное задание содержало в себе вопросы различной сложности результаты аттестации оцениваются по балльной шкале (порог удовлетворительного прохождения аттестации указывает разработчик аттестационных вопросов).
9.35.3 По итогам аттестации специалист по обучению готовит 2 списка:
— список работников, успешно и удовлетворительно выполнивших аттестационное задание, с указанием конкретных результатов аттестации,
— список работников, неудовлетворительно выполнивших аттестационное задание
за подписью начальника ПЭО и руководителя службы (по подчиненности).
9.35.4 Результаты прохождения аттестации доводятся до сведения работников, руководителя аттестуемого структурного подразделения, руководителя службы (по подчиненности аттестуемого подразделения), членов аттестационной комиссии в течение 7 рабочих дней после проведения аттестации. По итогам аттестации руководители должны подготовить свои предложения по поощрениям, пересмотру разрядов ЕТС и представить их аттестационной комиссии.
9.35.5 По итогам аттестации, с учетом предложений руководителей аттестуемого подразделения, аттестационная комиссия должна принять решение о премировании, поощрении работников, прошедших аттестацию, оформив протокол заседания аттестационной комиссии (кроме периодических аттестаций, согласно положений о премировании работников).
9.35.6 Решение аттестационной комиссии о поощрении представляется на утверждение директору по экономике.
9.35.7 Утвержденное решение аттестационной комиссии доводится до сведения работников, прошедших аттестацию, в течение 3 рабочих дней. Ответственный — руководитель структурного подразделения. Также данное решение передается для выполнения в соответствующие службы (ПЭО, ОК и т.д.).
9.35.8 В случае неудовлетворительных результатов двух аттестаций подряд, руководитель структурного подразделения принимает решение о переводе данного работника (с его согласия) на другую работу.
9.35.9 По результатам проведения аттестации руководитель структурного подразделения определяет потребность в обучении и повышении квалификации персонала и оформляет заявку на обучение. Обучение должно быть, по возможности, организовано в течение следующего за аттестацией месяца.
9.35.10 По итогам проведения аттестации издается приказ, в котором содержится краткий анализ результатов аттестации, утверждаются разработанные мероприятия (данный пункт не относится к квалификационным экзаменам рабочих).
9.35.11 Заполненные аттестационные бланки хранятся в ПЭО в течение 2 лет. Доступ к данным документам имеют начальники ПЭО и ОК, ответственный
специалист, курирующий вопросы обучения, повышения квалификации и проведения аттестации персонала, директор по экономике, руководитель структурного подразделения, руководитель службы (по подчиненности подразделения).
9.36 Разрешение споров по результатам аттестации.
9.36.1 В случае несогласия аттестуемого работника с результатами аттестации, он может подать в течение 1 недели председателю аттестационной ко-миссии заявление с просьбой пересмотреть результаты аттестации.
9.36.2 Члены аттестационной комиссии обязаны принять решение по данному заявлению в течение 7 дней от даты подачи заявления. В случае при-знания результатов аттестации по данному работнику неверными — готовится решение аттестационной комиссии об отмене предшествующего результата аттестации по данному работнику и принимается новое решение в соответствии с пересмотренными результатами, которое представляется на утверждение директору по экономике.
9.36.3 Утвержденное (новое) решение аттестационной комиссии доводится до сведения всех заинтересованных сторон в течение 3 рабочих дней с момента утверждения.

10 Критерии результативности процесса управления персоналом

11 Ответственность и полномочия

Ответственность и полномочия руководителей упорядочены по разделам.

12 Сопутствующие документы

Перечень всех документов, в которых отражается процесс управления персоналом с указанием места хранения, сроков хранения — документы упорядочены по разделам.

13 Порядок внесения изменений

Процедура внесения изменений в данный стандарт регламентируется

Приложения к стандарту

 

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.